В последние годы всё больше и больше литературы о самосовершенствовании. Всё больше пабликов, влогов, групп, сообществ. Медитация, интроспекция, ретриты, духовные практики. На поверхности — это похоже на некое невнятное копошение людей и уход от проблем реального мира в проблемы мира внутреннего.
Однако, у всего этого есть очень серьёзные объективные основания.
Если рассмотреть эволюционную психологию и вообще современные представления об устройстве человека и его внутреннего мира — то, сильно упрощая, можно сказать: современный человек с его образованием, воспитанием, культурой — лишь рябь на поверхности огромной толщи инстинктов, рефлексов, животных желаний и неосознаваемых устремлений. Что приводит нас к дальнейшей мысли о том, что огромное количество, если не все, отрицательные явления современности — включая сюда преступность, насилие, ограбление слабых, войны и бездумное уничтожение окружающей среды — суть проявления дикости, варварства и внутренней неустроенности современного человека. Той самой толщи слабоосознаваемых явлений и процессов, что находятся под налётом цивилизованности.
Из чего можно сделать — на первый взгляд, достаточно наивный — вывод о необходимости работы с внутренним миром человека. То самое христианское «спасись сам — и вокруг тебя спасутся тысячи». То самое, что медленно, но верно продвигает человечество от племенного строя к современным государствам, от рабовладения к капитализму, от бытового поедания себе подобных к организованному их уничтожению на основании расовой теории.
Достаточно большое количество людей вполне разделяет этот тезис. Давайте станем лучше сами — и мир вокруг станет лучше. Хороший тезис, годный. Добрый.
Этому тезису, впрочем, есть очень серьёзный контраргумент, который несколько игриво можно сформулировать, как «битие определяет сознание». Неплохо, мол, что кто-то там спасается тысячами. Плохо, что сама система, неосознаваемо выстроенная человечеством, миллионами воспроизводит людей неудовлетворённых, непросветлённых, диких и агрессивных. Действующих в стиле «клюнь ближнего и насри на нижнего» даже не из-за своей тёмности и необразованности, а исходя из своих вполне объективных интересов. Система воспроизводит сама себя, а миллионы злобных, хитрых челозверей с удовольствием вытесняют тысячи просветлённых йогов-мечтателей и отбрасывают их на обочину истории. Как в фильме «Убить дракона»: даже если найдётся тот герой, кто убьёт дракона и начнёт эру справедливого правления — он неизбежно сам станет драконом. Не потому, что он плох, слаб или глуп — а потому, что так работает система.
Таким образом, антитезис, проистекающий из этой контраргументации, гласит, что менять нужно не человека, а систему. Всевозможные анархисты, либертарианцы, неосоциалисты и прочие граждане, увлечённые идеей глобального позитивного преобразования мира — говорят, что в хорошей системе и люди будут хорошими. Что в человеке изначально есть положительные, позитивные стороны — и раскрыться им не даёт лишь неправильное устройство общества.
Впрочем, и для антитезиса существует мощнейший контраргумент. Каким бы справедливым ни было новое устройство общества, человеческая — или животная, кому как нравится — сущность всё равно пробьётся из толщи подсознания. Эгоизм, зависть, стремление к доминированию — сначала расшатают, а потом обрушат любой град на холме, вернув всё на круги своя. Недаром тех же либертарианцев частенько с кривой ухмылкой называют «эльфами», а их умопостроения о справедливом обществе будущего — «миром бабочек и единорогов». Да и социалистам достаётся: чего, мол, вы же уже пробовали. Развалился ваш СССР. Сгнил изнутри. Куда вы там дальше-то фантазируете.
Вот и получается, что приверженцы тезиса о преобразовании мира через самосовершенствование подобны бобрам без зубов, неспособным создать даже плотину, не то что новое общество. А приверженцы антитезиса о прямом преобразовании мира — подобны программистам, пропихнувшим идею о глобальном переписывании «старой и кривой» программной системы и через несколько лет обнаружившим, что создали ещё одну «старую и кривую» программную систему, ничуть не лучше предыдущей.
И, как всегда, ответ на вопрос «а что же делать» — лежит на поверхности. Владение диалектикой, позволяющее верно сформулировать тезис и антитезис, максимально упрощает задачу синтезиса.
Само собой, что для серьёзного, системного, надёжного преобразования мира необходимо менять и человека и систему. Одновременно. Параллельно. Взаимосвязанно.
Только такой подход способен предотвратить самовоспроизведение зависти, злобы, насилия и ужасов человеческого бытия. Только такой подход может гарантировать, что в постоянном воспроизводстве Инферно — цикла мучений и самомучений человечества — оно не уничтожит самое себя, не сгинет в ядерном огне, не разрушит до конца свою среду обитания. Только такой подход может действительно дать человечеству выход из заколдованного круга — реального выхода из цикла самоистязания, а не виртуального выхода йога из колеса сансары в область своего воображения.
Но это уже отдельный большой разговор.