Я часто говорю: «тело — это моя манифестация в объективную реальность.»
Настолько часто, что перестал до конца понимать, что именно я имею в вид. А фраза эта очень ёмкая.
Во-первых, она препостулирует существование объективной, материальной, реальности. Что уже многое говорит обо мне с философской точки зрения. Во-вторых, она проводит границу — разделяет и одновременно объединяет — между «я» и «моё тело».
В-третьих, она уточняет, что тело существует в объективной — материальной — реальности. Что, в свою очередь, как бы намекает, что «я» существует где-то вовне. Не в материальной реальности.
И в принципе можно сказать, что так оно и есть. Что «я», как моё сознание и самоосознание, существует в мире идей. Оно состоит из мыслей, наполнено мыслями, потребляет, перерабатывает и производит мысли. Где-то там ещё есть эмоции и чувства, но это я понимаю гораздо хуже. Где-то там ещё есть подсознание, а по модели Юнга так и вообще чего только там нет; можно даже через коллективное бессознательное дойти до дурацких идей эгрегора или ноосферы — но это мне конкретно сейчас не так интересно. Главное — что всё это сложное нечто, которое я называю собой, существует в мире идей. А значит, можно сказать, что:
1. Существует разделение сознания (упрощаю) и тела, на принципиальном уровне.
2. Тело и сознание существуют в разных мирах.
3. Как вывод из предыдущих пунктов — тело является лишь материальным носителем сознания и теоретически может быть заменено на другой носитель, при этом сознание останется самим собой.
Собственно, я многие годы жил внутри себя именно в этой парадигме. Из которой логически проистекают желания смены тела / оцифровки / переноса сознания в банку с мозгами. И далее — отсутствие необходимости любить своё тело: это ведь примерно то же, что любить свою рубашку. И ещё далее — выстраивание нездоровых отношений с собственным телом.
И эта парадигма — уже на грани субъективного идеализма — спокойно себе жила рядом с моим диалектическим материализмом, не особо отсвечивая. Приводя, надо сказать, к достаточно печальным последствиям для тела, а значит, и к общему снижению качества жизни.
Но ведь это разделение является ложным. Вооружившись тем самым диалектическим материализмом, я понимаю, что:
1. Сознание без тела невозможно, поскольку сознание является продуктом тела. Мир идей существует только как результат существования мыслящей материи.
2. Сознание является продуктом тела и неразрывно с ним связано. Смена материального носителя будет означать изменение базового материального уровня обеспечения сознания — что неизбежно приведёт к изменению сознания. Условное оцифрованное «я» может оказаться — скорее всего окажется — уже вообще не мной.
3. Беря тело и сознание как два противоположных момента и применив синтезис, получаем: «я» существует одновременно в материальном мире и в мире идей; при этом мой внутренний мир идей является исключительно продуктом материального носителя.
А следовательно, нет никакого «моего тела» отдельно от «меня самого». Более того. Я — прежде всего своё тело, и уже лишь потом — набор идей и мыслей в собственной башке. Моё тело — это и есть я, что бы я там себе ни напридумывал в своём уютненьком мирке субъективного идеализма.
Это не очень просто принять, даже полностью понимая.
Поживу с этими мыслями.
