Что же делать с иллюзиями?

Если коротко и просто — от них нужно избавляться. Но коротко и просто — не работает.

Для начала нужно принять, что иллюзии у тебя могут появляться — скорее всего, они УЖЕ есть. Признание самого факта своей подверженности иллюзиям — уже четверть дела. И тут тебе никто не поможет — это надо сделать самому.

Следующий шаг — это определить, какие же именно иллюзии или системные ошибки присутствуют. Это будет ещё половина дела — то есть в сумме три четверти. Когда иллюзия уже определена — дальше дело техники.

Нетрудно догадаться, что это — самая сложная часть. Заметить большинство иллюзий самостоятельно — очень непросто, а некоторые иллюзии — так и вовсе нереально. К сожалению, эту простую истину постигают не только лишь все — мало кто может это делать. Поэтому люди, найдя на поверхности и избавившись от пары-тройки иллюзий и системных ошибок, наивно полагают, что на этом дело закончено. И продолжают иллюзионировать и ошибаться в других, гораздо более тяжёлых вопросах.

В общем — тут одному никак не справиться. Нужен постоянный фидбэк со стороны.

Если ты — разработчик, то фидбэк нужен от коллег-разработчиков, от непосредственного руководства, от тестировщиков, девопсеров и вообще ото всех, кто так или иначе связан с твоей зоной ответственности. Включая даже клиентов. Причём фидбэк обо всём — о твоём поведении, об отношении к другим людям, об эмпатии, инициативности, о других софт-скиллах. А не только о том, хорошо ли ты пишешь код и много ли допускаешь ошибок в коммитах.

Менеджеру нужен фидбэк от всей команды, от других менеджеров, от руководителя разработки, техдира и вообще всего руководства. От клиентов — прежде всего.

Руководителю нужен фидбэк от всех сотрудников компании, от клиентов, от коллег по опасному бизнесу, от банка и бухгалтерии — в общем, от всего мира.

Как же собирать этот фидбэк? Как убедиться, что он до тебя доходит?

Как минимум, нужно быть к нему открытым. Ты удивишься, сколько всего люди готовы тебе рассказать, если ты просто умеешь их слушать, не перебивая. Если умеешь ещё и направить разговор из негатива в конструктив, поддержать, спросить мнение и постараться вместе придумать решение — это уже будет выгодно отличать тебя от 95% коллег-интровертов.

Если ещё и сам просишь дать фидбэк по себе и своей работе — вообще цены тебе нет в базарный день. Только научись делать это аккуратно. А то бывают такие люди: придёт, отвлечёт от работы и начнёт нудеть: дай да дай мне фидбэк. Какой фидбэк, зачем фидбэк? Дай и всё. И сидит, смотрит на тебя стеклянными глазами. Раздражает. 🙂

Очень хорошо найти себе ментора. Если у тебя в компании менторство не предусмотрено — договорись с каким-нибудь старшим коллегой, которого ты уважаешь и хочешь у него научиться. Предложи угостить — пивом там, или кофе, неважно. Попроси поделиться мудростью — большинство с удовольствием поделится. И про тебя расскажет, и про коллег, и про себя самого. И то, о чём ты сам переживаешь, и то, о чём ты даже подумать не мог.

Очень хорошо, если есть регулярные встречи 1-на-1 с менеджером. Как минимум — узнаешь, какой ты хороший сотрудник. Как максимум — ещё и найдёшь, что улучшить в своей работе. Если такое в компании не практикуется — спроси Проджекта и Тимлида, могут ли они уделять тебе по 30 минут в месяц, чтобы ты мог работать лучше. Думаю, при такой постановке вопроса не откажутся. 🙂

Если в компании политика «открытых дверей» и ты можешь пообщаться напрямую с руководством — вообще замечательно. Это зачастую дорогого стоит. Понятно, что там говорить о коде и фреймворках будет уже не совсем к месту. Но вот задать вопросы о том, что как устроено и почему именно так, или спросить, как ты выглядишь в глазах руководства, что о тебе думают — очень важно и очень полезно. Если, конечно, ты действительно готов к честной обратной связи. 🙂

Если же на любую критику ты реагируешь в стиле ёжика — закрываешься и выставляешь наружу колючки — толку от фидбэка не будет. К тому же люди со временем просто перестанут тебе его давать.

И жить тебе тогда один на один со своими иллюзиями. Пребывая в иллюзии, что иллюзий у тебя нет.

Жизненный Опыт Николая Пасько