Уважаемые туристы, мы с вами въезжаем в Буддизмоград. Город с многотысячелетней историей, построенный практиками восточной философии.
Вокруг нас вы можете видеть обширный
Район Постоянного Самосовершенствования и Просветления
Это — живое сердце города, здесь собираются и работают все жители окрестных кварталов — Вибхабджьявады, Пудгалавады, Сарвастивады и других. Самобытная архитектура района неразрывно связана с культурой и историей города. Как видите, здания в основном представлены небольшими особняками, с удобным внутренним расположением келий для ретритов и медитаций. На немногочисленных площадках для дискуссий жители изредка собираются для тихой беседы о культуре и науке. Обратите внимание на скульптуры духов с молнией в руке, в обязательном порядке установленные на каждой площадке. Эти скульптуры символизируют необходимость отвечать на любой трижды заданный вопрос, что является важнейшим культурным правилом ведения дискуссий в городе. Несмотря на красоту, дискуссионные площадки не пользуются большим успехом. Горожане предпочитают практическую работу в полном сосредоточении.
О глубинных причинах этих предпочтений можно гадать — однако, истоки их отчасти иллюстрирует
Легенда о Пасенади*
Однажды царь Пасенади из Косалы беседовал с почтенным Аггивессаной. Аггивессана спросил: «Если ты и есть помазанный на царство благородный царь Пасенади из Косалы — значит, ты можешь исполнять власть в собственном царстве?»
«Да, почтенный Аггивессана, — ответил Пасенади. — Я исполняю эту власть и достоин её.»
И тогда Аггивессана сказал: «Как ты думаешь, Пасенади, когда ты говоришь: ‘моё царство есть земли’ — исполняешь ли ты власть над этими землями, например: ‘Пусть мои земли будут такими, пусть мои земли будут не такими’?».
Пасенади ничего не ответил, ошеломлённый мудростью почтенного.
Тогда Аггивессана повторил вопрос.
Пасенади вновь промолчал, не зная, что и отвечать.
И тогда Аггивессана привлёк тяжёлую артиллерию. Когда Пасенади поднял глаза — он увидел зловещего духа с железной молнией в руке. Дух произнёс, что если он «не ответит на разумный вопрос почтенного, то расколю я его голову на семь частей прямо на этом месте».
И расколол.
После этого Аггивессана ответил за поверженного Пасенади: «Нет, ты не обладал абсолютной властью над собственными землями. Ты осознал, что власти, подобной власти царя в его царстве, у тебя на самом деле нет.»
Очень интересная и познавательная легенда, не правда ли.
Теперь мы подъезжаем к самому центру города —
Кварталу Достигших Просветления
По местной легенде, горожане, достигшие полного просветления — в этой или в прошлой жизни — переселяются сюда. К сожалению, квартал пустует уже несколько тысяч лет. Однако, местные жители внимательно следят за зданиями и инфраструктурой квартала, и любуются им в отдалении. Любой местный с удовольствием расскажет вам множество историй о единственном историческом жителе этого квартала — к сожалению, давно умершем. Почему он не прибыл сюда, будучи перерождённым, — истории умалчивают.
Обратите внимание — на другой стороне реки Тихой находится
Квартал Утилитарности
Активное движение транспорта и жителей в этом квартале особенно заметно по контрасту со спокойствием и умиротворённостью других частей города. Именно здесь находится финансовый центр города, обилие рекламных и пиар агентств. К сожалению, по статистике эта часть города также является наиболее криминогенной и беспокойной. Жители старых кварталов, заходя сюда, неодобрительно качают головами. Однако, они слишком хорошо воспитаны для высказывания прямой критики, и лишь смиренно вопрошают — не собираются ли жители этого квартала продолжить путь к полному просветлению?
Впрочем, местные не верят в Легенду о Пасенади, и не очень-то обращают внимания на подобные расспросы, продолжая бежать по своим делам.
Теперь прошу вас посмотреть на эту сторону реки, прямо по пути нашего движения, где раскинулся
Лес Буддистского Недоумения
Это — очень старый лес, бережно хранимый тысячелетиями. Каждый житель города считает своим долгом время от времени приходить в лес и практиковать Основное Недоумение. Это стало доброй традицией горожан.
Практика Основного Недоумения состоит в том, чтобы обойти каждое дерево в лесу — отметим, довольно большом, — и, внимательно рассмотрев его, сорушённо произнести: «нет, это дерево — кривое и косое, и оно не есть лес.» Согласно легенде, если пройти весь лес, произнеся эту ритуальную фразу перед каждым деревом — то достигший дальнего края леса сумеет постичь суть Леса и Безлесья, разрешив Основное Недоумение. Однако, лес столь велик, а день столь короток, что никто из горожан так и не сумел достичь этой цели.
Сквозь лес также проходят торпинки, протоптанные в разное время. Иногда горожане, желающие увидеть Безлесье, идут по этим тропинкам напрямик. Один очень уважаемый горожанин Аджан Чаа сказал о таких попытках: «Чтобы увидеть Безлесье , следует обойти каждое дерево. Если вы попытаетесь увидеть его непосредственно, то сломаете ноги.»
Тропинки, по которым ходят горожане, и правда настолько кривы, косы и неровны, что предостережение Аджана Чаа имеет для них непосредственный практический смысл.
Но вот мы приближаемся к широкой, хорошо умощённой
Дороге Диалектической Дисциплины Мышления.
Дорога эта проходит весь лес напрямик и даёт возможность быстро проехать из конца в конец, увидев Безлесье собственными глазами. Однако, она была построена менее двухсот лет назад — совсем недавно, по меркам горожан. Именно поэтому они ей не пользуются, предпочитая традиционные кривые лесные тропинки. Лишь некоторые жители Квартала Утилитарности, увлечённые легендой о постижении леса, быстро проезжают по этой дороге до конца — и, пожав плечами, возвращаются, не увидев там ничего особенного.
«Тут есть лес, а там нет леса», — думает такой путешественник, — «а в лесу — деревья. Деревья и есть лес, а лес и есть деревья. А где нет деревьев — нет и леса. В чём же Недоумение?»
«Сам ты дурак», — думает житель старинного квартала, спотыкающийся на кривой тропинке, — «каждое дерево ведь не есть лес. И Безлесье существует, я его когда-нибудь наверняка увижу, преодолев тем самым Основное Недоумение.»
Посмотрев друг на друга с неодобрением, они молча расходятся, каждый по своим делам.
* для полного понимания отсылки и критического смысла легенды — необходимо предварительно ознакомиться с текстом беседы Будды с Аггивессаной, в изложении Роберта Райта.