Итак, мы имеем тезис и антитезис . Следовательно, пришло время синтезиса.

Напомню в двух словах: тезис заключается в том, что читать книги надо “по диагонали”, а лучше — так и вообще брать сухие выжимки из них. Антитезис же говорит о том, что смысла в таком чтении никакого нет, а читать надо вдумчиво, пережёвывая и обдумывая весь объём прочитанного материала.

Прямой подход к снятию этого противоречия — договориться, что есть книги, которые имеет смысл читать вдумчиво и подробно, а есть книги, которые можно и нужно читать строго по диагонали. И что в качестве базового подхода мы выбираем читать по диагонали, и только если чтение “по верхам” выявляет богатство материала — перечитываем уже вдумчиво и подробно. Чтение по диагонали, таким образом, выступает своеобразным фильтром входящей информации.

За счёт этого экономится время на первичное ознакомление с материалом, при этом наш фильтр, по идее, не отбросит действительно хорошее произведение.

Более того, для помощи этому фильтру уже придуманы сервисы. Например, Станислав Пахотин рекомендует сервис SmartReading. При этом поверхностное гугление выявляет и другие сервисы и сборники подобного рода: https://www.blinkist.com/, https://www.cliffsnotes.com/ и т.п.

Также в качестве входящего фильтра, ещё больше экономящего время, можно использовать рекомендации лучших собаководов (https://jamesclear.com/book-summaries, https://www.samuelthomasdavies.com/book-summaries). Берём интересного и уважаемого гражданина, смотрим список рекомендованной литературы — и идём читать. Свой внутренний фильтр “чтения по диагонали” можем включать по желанию. В том числе — в зависимости от степени доверия рекомендателю.

И в целом это верно. Но есть и более системный подход к рассмотрению этого предмета. Вспоминаем диалектику, и рассматриваем тезис и антитезис не как оторванные от реальности концепции, а как два противоположных момента становления — возникновение и прехождение.

И тогда получается, что тезис нашего времени — необходимость быстро пропускать через себя огромный поток входящей информации. Антитезис же — необходимость вдумчивого анализа малого количества информации — это тезис прошлого. Ставший антитезисом в настоящем. Действительно, в прошлом просто не существовало такого обилия доступной информации, к которому мы уже так привыкли сегодня.

Другими словами — налицо борьба противоположностей, двух подходов к обработке входящей информации: по принципу “информации всё больше, времени не хватает даже на поверхностный анализ” и по принципу “анализ информации не терпит спешки”. Первый подход при этом олицетворяет собой возникновение нового, а второй — сопротивление старого, или прехождение нового.

Так что же есть это новое? За становлением чего мы наблюдаем? Мы наблюдаем за становлением нового подхода к фильтации, анализу и усваиванию информации. Подхода, вбирающего в себя весь опыт работы с информацией, накопленный человечеством. Подхода, отрицающего медленное и вдумчивое изучение любой доступной информации, как не соответствующее времени. 

И в то же время этот подход включает в себя и вдумчивое изучение в том числе — но уже далеко не любой доступной информации, а только той, которую имеет смысл вдумчиво изучать.

Рассуждая так, мы приходим к тем же выводам: информацию необходимо строго фильтровать, и делать это надо как можно быстрее, чтобы успевать отсеивать своими фильтрами как можно больше пыли, захватывая только самые крупные куски породы. И уже эти куски породы запускать в мыслительный процесс, добывать из них ценный металл знания.

Что же даёт нам более трудный, диалектический подход? Он даёт понимание того, что такой подход — прогрессивен, адекватен времени и, следовательно, верен. Он даёт понимание роли как тезиса, так и антитезиса, их взаимодействия и того, что результат их борьбы — вовсе не отрицает полностью вдумчивого подхода к изучению информации. 

Новый подход отрицает старый с удержанием, то есть вбирает в себя самую главную идею: то, что действительно важно и нужно — необходимо изучать вдумчиво. Иначе, если за внешними фильтрами нет обработки — то и нет никакого смысла в фильтрации входящей информации.

Такие дела.

Жизненный Опыт Николая Пасько