Возвращаясь к вопросу о различиях в культуре…

Возвращаясь к вопросу о различиях в культуре, обсуждение которого состоялось с моим коллегой в питерском аэропорту.

Его очень зацепил контраст между спокойными, вежливыми немцами и _некоторыми_ нашими согражданами, ведущими себя в самолёте и аэропорте, мягко скажем, шумно.

В ход пошли доводы и контрдоводы: 

  • В самолёте Берлин-Питер присутствовало пьяное быдло, а в самолёте Питер-Калининград — нет.
  • В том же Берлине есть кварталы, куда нашему человеку и заходить-то противно, не то, что жить там.
  • Да, но немцы изолируют своё быдло в отдельных кварталах, и получается, что “нормальным” людям комфортно жить, никто их не заставляет ходить туда, где живут “ненормальные”.

Дальше мы эту тему, к сожалению, обсудить не успели.

А ведь продолжение есть, и оно ещё печальнее, чем начало.

Ведь к чему ведёт изоляция “неприятных” граждан от “приятных” граждан? По сути, на одной территории появляются две — и более — различных культуры. Каждая развивается сама по себе, друг с другом они практически не пересекаются и не обмениваются.

Следующим логическим шагом является культурная изоляция. Когда на работу к “приятному” человеку придёт устраиваться “неприятный” — вероятнее всего, его не возьмут. И все эти попытки законодательно защитить права меньшинств — как мёртвому припарка.

Более того, если вдруг “неприятный” гражданин поселится рядом с “приятными” и захочет как-то интегрироваться — его ждёт довольно долгий период косых взглядов, пустых придирок и общего недоверия.

Следующий логический шаг культурной изоляции — изоляция более строгая, территориальная.

Это когда туристу в Голливуде, зашедшему на улицу, где обитают звёзды, вежливо, но настойчиво объясняют, что ходить тут не надо, а ходить надо воооон там. 

Это когда Рио де Жанейро делится на “кварталы для приятных”, со стенами и вооружённой частной охраной — и на пресловутые фавелы.

Это когда в Венеции первыми представителями христианского капитала создаётся еврейское гетто. Или еврейское гетто в Варшаве, созданное сильно позже немного другими представителями христианского капитала.

Чувствуете, куда ведёт эта тропа социальной изоляции?

Вот на условном Западе — чувствуют, и очень остро. Выходят статьи, ведётся обсуждение в медиапространстве, создаются наглядно демонстрирующие это игры. Но вопрос остаётся, и он становится всё более и более острым.

До поры до времени можно ссылаться на то, что сегрегация обусловлена расовыми различиями и замешана на “первобытной дикости”. Мол, искореним из подсознания разделение на “свой-чужой” по расовому признаку — и всё станет замечательно.

Но как будут выкручиваться певцы расовой обусловленности, когда расовая сегрегация будет отсутствовать, а культурная, социальная и экономическая останутся? Ведь в той же Бразилии нет особой разницы между условно чёрными, условно белыми и условно жёлтыми людьми. Всё давным давно перемешалось, поскольку испанские гранды, в отличие от англо-саксонских дельцов, не гнушались заключать смешанные браки и относились к индейцам, как к условно-равным, а не как к дикарям.

А фавелы, тем не менее, существуют. Сегрегация — существует. Социальные лифты работают плохо.

Так есть ли альтернативы?

Есть, но они идут вразрез с современным общественным сознанием. 

Дружба народов. Человек человеку — друг, товарищ и брат. Наиболее полное удовлетворение материальных потребностей и обеспечение свободного развития всех членов общества.

Ах, да, мы же это уже проходили. Река истории не течёт вспять. Нам незачем оглядываться назад.

Впереди ведь — райские кущи и молочные реки с кисельными берегами.

Да?

Жизненный Опыт Николая Пасько