Заранее прошу у всех прощения, но сегодня буду делиться невесёлыми мыслями.

Невесёлыми мыслями об очень умных людях, совершающих очень глупые ошибки.

Технари, это про нас.

Вокруг меня много очень умных людей с аналитическим складом ума. Они привыкли работать со сложными алгоритмами. Для них не составляет труда быстро декомпозировать задачу на составные части — это происходит на лету, автоматически. И так же, автоматически, ставится задача исполнителю.

Что получается в результате? Давайте я проиллюстрирую это при помощи аналогии.

Вот, скажем, разработчик. К нему приходит клиент. У клиента есть ТЗ.

ТЗ достаточно подробное, там описана вся необходимая функциональность, есть наброски экранов, а то и уже готовый дизайн. Есть нефункциональные требования. Есть описание каждого элемента управления. Но нигде нет никакого упоминания о том, что это за софтина и зачем она вообще кому-то нужна.

Что дальше может сделать разработчик?

У него, в общем-то, есть три варианта.

  1. Он может пойти и сделать, как написано. Может быть, клиенту даже понравится. Он же всё подробно расписал, почему бы и не порадоваться результату.
    Ну, то есть все же знают, что детальное ТЗ — гарантия хорошего результата, верно?
    Здесь раздаётся дружный хлопок “рукалицо” в исполнении всех, кто хотя бы пару раз принимал участие в разработке по детальному ТЗ.
    Если кто не понимает, в чём прикол — спрашивайте, вам с удовольствием расскажут, в подробностях и со смаком. Нецензурная лексика будет в обязательном порядке.
  2. Разработчик может начать задавать заказчику множество вопросов — от “зачем это надо” и “какую проблемы вы хотите решить” — вплоть до границы своего уровня понимания бизнеса. Кто-то будет спрашивать про ключевые метрики и ROI, кто-то постарается выделить MVP или MMF — ну, а кто-то ограничится уточнением основного пользовательского сценария.

Как на это обычно реагирует клиент? Ну, да, по-разному. Кому-то это заходит хорошо, он с энтузиазмом рассказывает о своей — всегда глобальной — идее и о том, как это улучшит мир. А кто-то начинает закатывать глаза и тыкать пальцем в ТЗ. Мол, чего вы тупые вопросы задаёте, ведь всё уже для вас, для идиотов, расписано.

Вот этих вот вторых ребят мы, разработчики, особенно любим и ценим, верно? Давайте их пока с негодованием и некоторой брезгливостью отложим в сторонку. Но мы к ним ещё обязательно вернёмся.

  1. И, наконец, разработчик может приступить к исполнению, задавая вопросы в процессе. Завести короткую петлю обратной связи, постоянно показывать текущий результат и уточнять требования. Зачастую переделывать, переписывать, перекраивать. В итоге получится то, что нужно клиенту на самом деле — а не та хрень, что была написана в ТЗ. С большим оверхедом — но нужный результат будет.
    В общем — да, наш любимый Айгуль. Скрам, Канбан — уже не так важно.

Придержите в голове этот сценарий. Эта аналогия нам сейчас понадобится.

Ведь вот сидит сотрудник. Не так важно, что за сотрудник — представьте любого сотрудника. Generic employee, так сказать.

К нему приходит руководитель. У руководителя есть задача.

Подробно описанная задача, с шагами. Руководителю предельно ясно — почему и зачем там присутствует каждый шаг. Предельно ясно — почему, зачем и как именно надо каждый шаг выполнять. Очевидно, что сотрудник, если он не полный идиот, просто должен взять это описание и, позёвывая и ковыряясь в носу, сделать ровно то, что там написано. Даже особо задумываться не надо, настолько подробно там всё написано.

Уже понимаете, что будет дальше?

Да-да, у сотрудника есть три варианта… ))

Так вот, внимание, главный вопрос: почему же люди, прекрасно понимающие все проблемы разработки по ТЗ, ставят своим сотрудникам задачи, подробнейшим образом объясняя “что” надо сделать, но зачастую вообще не говоря о том, “зачем” это делается и “какую проблему мы хотим решить”.

Коллеги, почему при постановке задач мы становимся теми самыми “вторыми ребятами”? Почему в ответ на вопросы закатываем глаза и тычем в описание задачи? И, да, в итоге начинаем считать сотрудников идиотами, неспособными действовать по предельно ясной инструкции.

Предлагаю обсудить в комментариях. 😉

1024 680 Жизненный Опыт Николая Пасько