Надеюсь, вы уже потихоньку отошли от новогоднего безумства, успокоили печень и поджелудочную, размяли мозг, и теперь можно поднимать непростые темы для холиваров. 🙂

Сегодня предлагаю к рассмотрению вопрос схожести разработки ПО и.. внезапно — шитья одежды.

Ведь что сейчас происходит на рынке разработки? 

Одни покупают коробочное решение от Битрикс и запускают свой интернет-магазин за 100к рублей, а другие вкладывают в разработку с нуля — на два порядка больше. Ну, а кто-то вообще занимается SMM и чихать хотел на интернет-магазин в классическом представлении. 

Кто-то для создания базы видеокурсов делает лендинг на базе WordPress за три копейки, на основе бесплатного шаблона, прикручивает бесплатный же плагин, и пихает туда новости с видосиками. А кто-то для решения той же задачи заморачивается разработкой корпоративного Multi-Tenant портала с Single-Page Application на фронте, и вкладывает в это год-два разработки и сотни тысяч долларов.

В общем-то, мы всё это знаем, и понимаем, почему одни делают так, а другие эдак. Чаще всего это вопрос наличия бюджета, и лишь изредка решение о более простом, максимально коробочном, подходе — осознанное и взвешенное решение, имеющее под собой здравый расчёт.

Так чем же это похоже на шитьё одежды, спросите вы?

Массово готовую одежду начали шить более двухсот лет назад. Да, само собой, это была военная форма. И вплоть до 50х годов прошлого века фраза “он одевается в магазине готового платья” была синонимом бедности. И отсутствия вкуса. Но прежде всего — бедности, поскольку у человека явно не хватает денег, чтобы одеваться хорошо. То есть у портного по индивидуальному заказу.

Сейчас это кажется странным, ведь большинство из нас родилось и выросло в эпоху, когда для обновления гардероба уже не надо идти к портному — достаточно пойти в магазин и выбрать себе подходящую вещь. На этой фразе дружно завыли модницы, готовые объяснить любому, как это трудно — найти одежду по фигуре, подходящую по стилю, да ещё и качественно сшитую. Да, во всём есть свои сложности, сейчас не об этом. 🙂

В любом случае, сейчас 99 с лишним процентов населения одевается не у портных, а в магазинах. Шить одежду по индивидуальному заказу — синоним достатка и роскоши, высокого социального положения и отменного вкуса. И ещё немного — консервативности.

Так вот, с момента появления концепции “массово шьём по готовой модели” до завоевания этой концепцией практически всего рынка — прошло ни много ни мало, полтора века. Причём поменяться должны были и технологии кройки и шитья, и инвестиции, и качество проработки моделей, и качество производства, и, в немалой степени — психология потребителя.

В разработка ПО, как мне кажется, идут схожие процессы — как всегда, куда более быстрыми темпами.

Готовые решения, платформы, конструкторы — появляются, как грибы после дождя. И так же массово уходят с рынка, не завоевав своего кусочка. Остаются единицы — но эти единицы закрепляются, обрастают клиентурой, критической массой специализирующихся на платформе разработчиков — в общем, формируют вокруг себя экосистему.

Традиционные разработчики, конечно же, через губу говорят об “этих 1С-никах”, катаются со смеху над “этими битриксоидами” и сочувственно качают головой, узнав что их коллега “делает сайтики на WordPress”. Вычёркивая их сразу же из друзей, чтобы, не дай Бог, не заразиться и не сгинуть в пучине платформозависимой рутины. 

Они же — белая косточка, решают сложные задачи, постоянно изобретают велосипеды и через это растут над собой, стремительно наращивая свой профессиональный уровень. Они же — мастера-специалисты, умеющие сшить заказ по индивидуальным меркам, а не девочки-швеи, вкалывающие на фабрике по производству готового платья.

Никому из них и в страшном сне не приснится, что когда-то может наступить такое время, когда решения проблем клиентов будут создаваться в небольших закрытых R&D лабораториях небольшим количеством головастых ребят, а 99% разработчиков будут даже не кодерами, а механиками, собирающими готовое решение из конструктора. И мне это пока что не снится в страшных снах. Ведь всегда будет массовый рынок, уже по факту захваченный крупными корпорациями, и будет рынок B2B-решений. Будет место для консалтинга, будет место для решения бизнес-задач, будет место для кастомизации, и будет место для написания с нуля критически важных участков, на которых платформа работает плохо из-за закона протекающих абстракций.

В общем, без работы мы не останемся. В любом случае. Точно-точно.

…ведь правда??

Жизненный Опыт Николая Пасько